2022-03-24

Санкционная лихорадка

Как пермские предприятия работают в новых реалиях, после введения
санкций и контрсанкций, роста курса доллара, перебоев в логистике и разорванных цепочек поставок?

«Нас сильно зацепило»

Один из крупнейших производителей одежды Прикамья находится в Верещагино. На Верещагинской трикотажной фабрике выпускают женскую и мужскую одежду (есть как комплекты для дома, так и платья, юбки, джемперы на выход), а также нижнее и термобелье.
– Нас сильно зацепило, – признается 59.RU владелец и управляющий фабрики Сергей Неболсин. – Часть тканей – вискозу, полиэстер – мы закупаем в Турции и ОАЭ. Сейчас многие заказы зависли – возникли проблемы с логистикой. Есть сложности и с оплатой –
в связи с отключением России от SWIFT перевести деньги за ткани стало сложнее. По словам Сергея Неболсина, иностранные поставщики продают ткани на бирже за доллары, поэтому стоимость товара для компаний, зарабатывающих в рублях, стала существенно менее доступной.
– С поставкой хлопка из Узбекистана и Туркменистана особых проблем нет – логистика существенно не изменилась. Но он тоже торгуется на бирже, а расплачиваться нужно в долларах, поэтому цена для нас стала выше, – объясняет директор Верещагинской трикотажной фабрики.
Сейчас фабрика ищет способы удержать цены и сохранить поставки, например, рассматривает возможность доставки тканей из Турции по морю. О массовой закупке тканей российского производства на предприятии пока не говорят.
– Хлопок в России не растет. В Иваново есть производство тканей, но хлопок для этого они тоже закупают за рубежом за доллары, поэтому цена там тоже должна вырасти, – комментирует Неболсин.
Кроме того, предпочтение тканям из Турции и Эмиратов фабрика отдает из-за их современных востребованных принтов.

Исчезнет ли кунгурский лимонад?

Из-за роста цен на сырье и проблем с поставками в Кунгуре рискует остановиться производство пряников и лимонада
– У нас возникли сложности с сырьем. Мы не можем найти сахарный колер для лимонада
– его просто нет на складах, и поставщики не знают, когда он появится, рассказала 59.RU генеральный директор «Пикона» Юлия Подосенова. Этот колер производят в Европе. Теоретически мы можем обойтись и без него, делать колер на основе сахара самостоятельно, но это будет в два раза дороже, и готовый напиток будет более мутным, что не нравится потребителям.
Вторая проблема, с которой столкнулся производитель, – рост цен на ингредиенты, используемые на производстве. Так, отечественный маргарин подорожал на 63 процента.
Также «Пикон» столкнулся с ростом цен на какао и орехи, необходимые для некоторых видов кондитерских изделий, на бутылки для напитков.
Сейчас у завода есть запас ингредиентов примерно на месяц. Что будет дальше, пока не понятно. В случае, если проблемы не решатся, «Пикон» не исключает остановки производства, по крайней мере, некоторых видов товара.

Трудности перевода.

В связи с последними событиями Минпромторг 25 февраля 2022 года заявило о готовности России к отказу от западной продукции и развитию отечественного производства. Но напомним, что впервые об имортозамещении заговорили в 2014 году.
Насколько программа по переводу экономики «с иностранного на русский» была успешной? Чего удалось и не удалось добиться за семь лет?
Больше всего от санкций выиграли сельхозпроизводители. К 2021 году отечественные агрохолдинги обеспечили поставку 60 процентов помидоров и почти 100 процентов огурцов на российский рынок. Сложнее с фруктами. Мы отказались от польских яблок, но
на прилавках все равно преобладают импортные яблоки,краснодарские и крымские их не вытеснили. На треть удалось сократить импорт молока. Импорт мяса и субпродуктов из
стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м; растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн). А вот производство собственной рыбной продукции выросло незначительно. Доля импорта в сельском хозяйстве так и не снизилась ниже 30 процентов.

Непростая ситуация в промышленности (производство оборудования, станков, металлорежущего инструмента). Здесь зависимость от импорта остается в пределах 60-90 процентов. Несмотря на наличие серьезных машиностроительных производств, достаточно много промышленного оборудования и другой сложной продукции закупается за границей. Мы еще не научились выпускать качественные отечественные аналоги.
Легкая промышленность также большей частью работает на импортном оборудовании и с завозными материалами. Отечественные фабрики не могут предоставить сырье, оборудование и технологии нужного качества, поэтому российские производители
брэндовой одежды и обуви либо отшивают ее на китайских фабриках, либо в стране, но из импортных материалов.
На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российских препаратов продается всего 20 процентов. Да и те, что производятся, зависят от
иностранного сырья. 85 процентов контрактов на фармсырье оплачивается в валюте.
Среди продаваемых отечественных медицинских препаратов, в том числе включенных в список жизненно необходимых лекарств, достаточно мало инновационных препаратов.
Хотя контракты на поставки лекарств по-прежнему действуют, но понятно, что резкий рост цен на импортные медицинские препараты и изделия из-за изменения курса валют неизбежен. Российские хирурги, оказывающие высокотехнологическую помощь, в частности эндопротезирование тазобедренных и коленных суставов, уже обеспокоены прогнозируемым дефицитом эндопротезов швейцарского и австрийского производства, с которыми работали. Отечественные и китайские аналоги не выдерживают с ними никакой конкуренции.
Если оценить итоги политики импортозамещения за прошедшие восемь лет, то правильнее всего будет выразить их так: российские компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта,
а российские аналоги все еще не достигли уровня качества оригинальных товаров.

Кстати

В России запустили онлайн-сервис «Биржа импортозамещения»
В России достаточно производителей комплектующих, которые раньше не выдерживали конкуренции с иностранными поставщиками. Они готовы снабжать рынок своей продукцией, восстанавливая разорванные из-за санкций цепочки поставок. Поэтому
правительством было дано поручение Минпромторгу и Минцифры создать цифровой сервис – «Биржа импортозамещения». С помощью него будет обеспечено прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками. На
онлайн-сервисе заказчики смогут публиковать запросы на приобретение промышленной продукции, запасных частей и комплектующих, а поставщики – направлять свои ценовые
предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников.

По материалам федеральной прессы






Обратная связь

Выпуски газеты